Русский секрет

Русский секрет

По мотивам сказа Н.Лескова "Левша"

То ли сказка, то ли быль

Композитор В.Дмитриев

Либретто: Б.Рацер, В.Константинов 

Спектакль «Русский секрет» — не просто история о подкованной блохе, это - то ли сказка, то ли быль, то ли притча. Но в этой веселой музыкальной форме зритель с легкостью увидит сатиру и тонкую иронию. 

Это рассказ о «маленьких» людях с большими талантами и маленькими возможностями. Золотые руки простого народного умельца и его помощников творят чудеса. Но судьба таких самородков зависит от недалеких царей и их свиты. Даже в подобных тяжелых условиях мастера смогли впечатлить весь мир, искусно подковав блоху. Да что там подкова, Левша еще и автограф поставил на своем творении! А в ответ — забвение…

Очень красочная и лирическая история, в которой переплетаются вся жизнерадостность и ироничная грусть русского народа. На сцене разворачивается гротескное представление с песнями, танцами, и плясками. Чего только стоит отплясывающая блоха, соблазнительный танец англичанок  и тонкое пародирование царя-батюшки и его свиты. В колоритном музыкальном сопровождении в пьесе изображают старые события в совершенно новом свете и с счастливым  завершением сказа. 

В постановке «Русский секрет» по сказу Н.Лескова «Левша» разворачивается действие в Петербурге, когда царь-государь (Воронцов Дмитрий) появляется под неуёмное восхваление холопов, а министр финансов и граф Кисельвроде (Тимирязев Генрих) ведут диалог с ним во вполне водевильных традициях. Например,  царь сокрушается: «Все на мне: и казна, и война, и жена». Лёгкость и живость действия как нельзя лучше для этого подходят. Посему исполнение роли старой фрейлины  Мурышкиной (Александрова Светлана)  вызывает смех в зале. Беззаботно радостное веселье задаёт нужный ритм всему действию. Этот музыкальный спектакль  очень нарядный, яркий, изящный— такова его природа. Очень радует зрителя великолепное исполнение роли «героя-казака» атамана Платова (Антропов Игорь).

Исполнительница роли «Блохи», Алина Егошина, своими хорошо продуманными, поставленными «шарнирными» движениями (постановщик В.К.Караваев), танец Л.В. Васильева), выдаёт необходимое стилевое разнообразие и танцевальное мастерство, которое не позволяет превратиться лубку в китч, а музыкальному спектаклю в буффонаду. То же мастерство в создании условности создаётся и в сценах "тульской народной жизни, на которую пожаловал проездом атаман. Тульский оружейный мастер Пахомыч в исполнении Тетерина Алексея и мастер Фрол (Александров Михаил) разыгрывают сцены легко и непринуждённо. В своих танцах, песнях и диалогах актёры именно «разговаривают» в тон, а не демонстрируют мозаично расчленённые фразы. Важно при этом отметить и универсальность студентов-актёров, способных сыграть в спектакле две-три роли.

Левша, Соловьев Иван, старается при поддержке друзей, завоевать  сердце любимой очень интересный и отважный парень («Что с парнем сделала косынка белая… Без вина пьянею, без огня сгораю»). «Тульская невеста Машка», в исполнении Ивановой Марии, вполне ему под стать, это девушка, в которую и следует влюбляться, дабы подковать блоху и совершать отчаянные поступки («Хоть бы слово красивое сказал…а руки золотые»). Купец Грознов, «отец» Машки, в исполнении Ярукова Андрея, ведёт дело обручения с типичной расчётливостью и лукавством, которая и свойственна сословию. И, конечно, невзирая на лёгкость жанра, в музыкальном спектакле сохранена и патриотическая линия произведения Лескова. 

  • 0

Популярное