«Я побежала встречать маму, чтобы сказать, что закончилась война…»

Анна Бирюкова рассказала, каким было ее военное детство

 – Из деревни мы уехали в 1934 году, – начала рассказывать Анна Григорьевна. – Жили мы в бараке, квартира была в 16 квадратных метров. И это семья из семи детей! В 1940 году построили шестиквартирный дом. Такое жилье давали тем, кто лучше всего работал, а мой отец сломал замок на одной из квартир, и мы заехали туда. Конечно, через некоторое время пришло начальство, пузатые дяденьки, человек пять мужчин, и сказали: «Антипов, освободи квартиру!». Папа же взял фуфайку и ответил: «Я пошел. Мою семью куда хотите – туда девайте». Так мы остались жить там.

Началась война. Я училась в школе. Как-то раздалась сирена, и девочке стало плохо. На наш класс выдавали один большой хлеб, который надо было разрезать поровну на количество учеников. Один раз мы делили, и остался кусочек, решили отдать его учительнице. Говорим: «Муза Семеновна, это вам, возьмите!». Она отказывалась, а потом расплакалась, ведь у нее был маленький ребенок.

С первых дней войны папа хотел уйти на фронт добровольно, ходил в военкомат, но ему говорили: «У тебя семеро детей! Иди и воспитывай!». Он работал помощником машиниста поезда и однажды поехал в командировку. Пока грузили вагоны, он встретил знакомого, они выпили. И вот, за нарушение дисциплины его отдали под суд, а затем отправили на фронт. Это был 1944 год. Может быть, ему так отомстили за ту квартиру.

В 14 лет я бросила учиться и пошла работать курьером. В холод, мороз я бегала по разным домам, разносила счета. Папа ушел на фронт, мама осталась беременная. Ей пришлось сделать нелегальный аборт, она чуть не умерла. Потом ее забрали в милицию. Я тогда была у соседей, когда мне сказали, что маму уводят. Я пошла с ней, долго нас допрашивали, сначала ее, потом меня, о том, как мама делала аборт.

 С едой было туго. Помню, как осенью мы ходили собирать капустные листочки, морковь – что осталось. Хлеб выдавали по талонам, стояли в очередях, очень замерзали. Кроме работы курьером я чистила железные дороги от заносов и разгружала вагоны. Бухгалтер станции Валентина Ивановна пожалела меня, сказала: «Давай я тебя сделаю бухгалтером». Как-то зимой я осталась ночевать у рабочего станции. Он отправил меня спать на полати, а сам сидел внизу, разговаривал с дочерью. Я это все слышала и расплакалась! Ведь у меня папы не было!

День Победы помню хорошо. Соседка услышала по радио сообщение и прибежала ко мне, кричит: «Аня, война кончилась!». Я побежала на вокзал встречать маму, сказала ей, что закончилась война! А она как раз получила похоронку, погиб наш отец. Мама ответила мне: «Война закончилась, а папки-то нет...».

...

  • 0

Популярное

Последние новости