Йошкаролинцев в послевоенные годы заставляли смотреть "правильное" кино

Было время, когда не было ни Интернета, ни dvd, ни даже видеомагнитофонов, и оно было поистине «золотым» для кинопрокатчиков.

Главным развлечением для советских людей было кино. Но кино было не просто способом культурно отдохнуть. Для власти кинематограф был средством воспитания масс, важным идеологическим инструментом. Недаром главным цензором, критиком здесь был сам Сталин, определявший политику в отечественном кинематографе и прокате.

Кинокартин, особенно в послевоенный период, было мало: это время кинематографисты так и назвали потом «малокартинным». Зато гарантированно можно было получить Сталинскую премию.

Для кинозрителей к памятным датам и юбилеям устраивали «кинофестивали». Собственно, это были не кинофестивали в их понимании слова, а циклы фильмов, объединенные общей темой.

В 1947 году были в кинотеатре «Рекорд» города Йошкар-Олы такие темы: «Социалистическое строительство и борьба за выполнение сталинских пятилеток», «Партия большевиков в борьбе за создание социалистического государства», «Выборы в СССР — самые демократические выборы в мире», «800-летие города Москвы», «Великие русские полководцы», «30 лет Великого Октября», «Первое мая».

Иногда устраивались по всей республике конференции по обсуждению просмотренных фильмов, прославлявших Сталина, таких как: «Клятва» (1946) и «Падение Берлина» (1949). Последний в «Рекорде» крутили целый месяц.
В траурный дни марта 1953 года, когда хоронили вождя, демонстрировали те же «Клятву» и «Падение Берлина».
Практика подобных киноциклов продолжалась и после Сталина, но уже того успеха не имела. Провалился «фестиваль» китайских фильмов. Среди кинозрителей существовала даже поговорка: «Есть хорошее кино, есть плохое и еще — китайское».

В 50-60 годы на экраны Советского Союза стали попадать фильмы Франции и Италии, а также стран Восточной Европы. И на них проходили даже те, кому «до 16» было запрещено. В районах республики успехом пользовались «Мистер Питкин в тылу врага» (Англия, 1958) и «Не пойман — не вор». А вот отечественные «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Летят журавли», отмеченные наградами многих кинофестивалей, прокатчики не жаловали и делали «кассу» на фильмах Раджа Капура «Бродяга» и «Господин 420».

Заставить зрителя ходить на «положенные» кинопросмотры было уже трудно, почти невозможно. И даже на скучноватые лекции в кинолектории заманивали фильмами зачастую зарубежного производства...

Автор: кандидат исторических наук Василий Востриков.

Читайте также другие материалы по истории Йошкар-Олы в разделе "История города".

...

  • 0

Популярное

Последние новости