МарГУ защитил отчет о реализации программы развития в рамках "Приоритета 2030"

МарГУ защитил отчет о реализации программы развития в рамках "Приоритета 2030"Фото пресс-службы МарГУ

Комиссия Минобрнауки России подвела ежегодные итоги реализации вузами базовой части гранта государственной программы поддержки университетов «Приоритет-2030». Марийский государственный университет успешно защитил отчёт о реализации программы развития в рамках программы "Приоритет 2030". По решению комиссии МарГУ остаётся участником программы.

Грантополучателями в 2024 году станут 118 вузов из 50 субъектов РФ. Общий объем финансирования базовой части на будущий год составит 17,98 млрд руб. Для сравнения, в 2023 году объем финансирования составил 13,48 млрд руб.

Программа создает конкурентную ситуацию в системе высшего образования, которая стимулирует университеты к развитию, прокомментировал итог распределения базовой части гранта глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

«Как мы договаривались ранее, программа «Приоритет-2030» является открытой. Это означает, что те университеты, которые будут показывать недостаточную динамику, будут лишаться статуса участника или переводиться из специальной части гранта в базовую. И наоборот, те университеты, которые сегодня не представлены в программе, смогут подать заявку, хорошо ее проработав», — подчеркнул министр.

В 2024 году 106 университетов, включая новые 6 вузов, получат базовую часть гранта. Ее размер составляет от 100 до 378 млн руб. на каждый университет. А еще 12 университетов — участников дальневосточного трека получат от 120,3 до 288,6 млн руб. каждый.

«Мы проводим работы в рамках гособоронзаказов по развитию системы предупреждения о ракетном нападении и системы контроля космического пространства, являемся одним из ведущих разработчиков программного обеспечения для бортового радиолокационного комплекса дистанционного зондирования Земли. На базе университета размещен Телескоп-робот, включенный в сеть оптических телескопов для мониторинга околоземных космических объектов.

Разработаны и испытаны новые соединения против сахарного диабета, онкологии, а также орфанных заболеваний (мышечной дистрофии Дюшенна). При разработке программ адаптации для иностранных студентов, мы создали цифровые языковые сервисы. Заметим, что из почти трехсот национальных языков России лишь 6 присутствуют в Яндекс переводчике, в том числе марийский. И это только начало. В мае 24 года будет представлена подруга Алисы – марийская умная колонка iВика. В планах создание чата GPT на марийском языке. Для этого создан центр цифровой лингвистики, открыт диссертационный совет по языкам и литературе народов России. Готовы наши сервисы предложить другим регионам России для продвижения их в цифровом пространстве», - сказал ректор МарГУ Михаил Швецов.

Он отметил, что в 2023 год университет сделал большой шаг вперед:

Кратко об итогах:

При поддержке компании «МАК «Вымпел», на базе университета был установлен телескоп-робот, включенный в сеть оптических роботизированных телескопов. Сеть специализируется на мониторинге околоземных космических объектов с высокими угловыми скоростями на низких и средних орбитах. Основная цель разработки – обеспечение возможности получения результатов наблюдения космического пространства для использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности.

В результате сотрудничества с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» было разработано устройство выравнивания нагрузки 0,4 кВ. Оно предназначенное для выравнивания фазных нагрузок трехфазной линии электропередачи. Устройство может использоваться как прибор учета электроэнергии и как средство измерения параметров качества электрической энергии. В 2023 году началось серийное производство устройства по заказу электроэнергетических компаний.

По заказу АО «ЦНИИмаш» разработана предварительная версия комплекса имитационно-математического моделирования перспективных высокоинформативных радиолокационных комплексов и космических систем на их основе. Реализация проекта позволит ликвидировать отставание в области разработки отечественных CAE-систем моделирования космических средств.

По заказу Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ-ВНИИЭФ) в 2023 году было разработано программное средство для расчета рассеяния электромагнитных волн, основанного на трассировке лучей. Это программное обеспечение является составной частью отечественного продукта по комплексному математическому моделированию с использованием ресурсов современных супер-ЭВМ «Логос-Электродинимика», что является продолжением импортонезависимой CAE-системы «Логос» госкорпорации Росатом.

Разработан подход для превентивной терапии кардиомиопатии, характерной для развития сахарного диабета. Для этого предполагается использовать БАД на основе природного нуклеозида уридина, способного нормализовать метаболическую активность клеток, а именно восстанавливать функцию митохондрий, отвечающих за производство энергии в живых клетках. В настоящее время ведутся работы по запуску доклинического исследования, а также локализации процесса синтеза основного действующего вещества.

В 2023 году на базе университета открылась Лаборатория электромонтажа и разработки электрооборудования. Она оснащена оборудованием для электромонтажа. Площадка будет использоваться для практической подготовки студентов по направлениям «Электроэнергетика» и «Электротехника».

Открыт научно-исследовательский центр по изучению уральских языков с лабораторией национальной цифровой лингвистики. Уже сейчас при помощи суперкомпьютера MarGRID создан русско-марийский онлайн-переводчик, встроенный в Яндекс-переводчик, разрабатываются синтезатор речи и чат GPT для марийского языка. В мае 2024 года будет представлена демо-версия марийской умной колонки iВика.